В стране Албания смогли мирно ужиться мусульмане, православные и католики, сталинисты и евроатлантисты. Казалось бы, в заголовке не просто тавтология, а бессмыслица – какие еще есть албанцы, если не албанские?
В стране Албания смогли мирно ужиться мусульмане, православные и католики, сталинисты и евроатлантисты. Казалось бы, в заголовке не просто тавтология, а бессмыслица – какие еще есть албанцы, если не албанские?
Но не спешите с выводами: во-первых, из этого небольшого (всего 8 миллионов) народа большая часть рассеяна по свету: почти 1,5 миллиона в Турции, по 0,5 миллиона – в Македонии, Италии и Греции, 250 тысяч – в Германии, и так далее. Во-вторых, есть еще и косовские албанцы, в наше время куда более известные и породившие массу не лучших стереотипов обо всём народе.
Чтобы стереотипы эти развеять – наш корреспондент отправился в Албанию из Черногории, пересекая горный хребет с «романтическим» названием Проклетье и пограничный переход с не менее «очаровательным» именем Сукобин.
Разумеется, самый распространенный стереотип – «все албанцы – мусульмане». Ну а раз мусульмане – то в представлении многих фанатики, экстремисты, террористы, бандиты, бездельники, вечно воюют, не любят русских (ведь русским «братушки» - сербы, а их албанцы тоже не любят) и так далее.
На самом деле всё, разумеется, не так или не совсем так. В Косово – бывшем автономном крае Сербии, ныне признанном 75 странами как отдельное государство, подавляющее большинство албанцев действительно мусульмане.
Но в «стране албанских албанцев» - Албании, уже куда сложней: 30% населения считают себя христианами, причем большинство из них – христиане православные (есть даже автономная Албанская православная церковь).
Но населяют страну и католики (можно вспомнить Мать Терезу, по происхождению тоже албанку или великого воина Скандербега, национального героя). В центре северного албанского города Шкодер вовсе идиллическая картина: совсем рядом стоят огромная мечеть, не менее внушительный православный собор и шпиль колокольни костёла.
Ну и для полного счастья – гранитный памятник Сталину, уцелевший со времен коммунистического диктатора Энвера Ходжи. Албания уже в НАТО вступила, претендует на членство в ЕС, граждане её страны получили право на безвизовый въезд в страны Евросоюза, а Иосиф Виссарионович всё знай стоит себе стоит – никто и его не трогает.
За его спиной – какой то роскошный отель для интуристов, коих в Албании с каждым годом все больше. И в этом символическом разнообразии – вся идейная сложность современной Албании. Не вяжется с образом «исламско-радикальной» страны? Уже хорошо.
Поехали дальше: из общины православных происходит и Альфред Мойсю – в молодости партизан, ветеран Второй Мировой, увенчавший карьеру самым высшим креслом – президентским. Да-да – с 2002 по 2007 год Албанию возглавлял православный президент.
При котором еще вчера нищая страна Албания добилась огромных успехов в экономике (по ВВП на душу населения обогнали Сербию) и успешно провела переговоры с НАТО и ЕС о грядущем членстве. У нас об этом по понятным причинам особо не говорили: ведь православным и НАТО «положено» не любить друг друга, особенно на фоне «цветных революций».
Но раз мы заговорили о стремительно растущем ВВП на душу населения – не грех отбросить и другой миф. Что Албания «ничего не производит кроме проституток и мафии». Положа руку на сердце – это как раз в Черногории, как и в России, глаз нередко скорбел по поросшим бурьяном полям и отсутствию всякой мычащее-блеющей живности.
А как раз в Албании едва пересекли границу - увидели стада больших черных коров, продегустировали, наверное, самый вкусный на всем белом свете виноград. В его зарослях таились знаменитые бетонные бункеры, которыми диктатор Ходжа утыкал всю страну: очень уж боялся он и проклятого НАТО, и проклятого Тито, а теперь это туристические объекты.
Даже сувениры в Тиране продают – вырезанные из дерева пепельницы в форме бункера… На полях страны тысячи крестьян убирают урожай – где трактором, а где и по старинке, вручную - серпами. Но Албания – это еще и страна контрастов.
По дороге в Тирану видели современные промзоны, где глаз не успевает прочитать названия новых местных производителей пищевых продуктов, напитков, моющих средств, одежды и обуви весьма недурного качества, электрооборудования, алюминиевого профиля, не говоря о стройматериалах. Причем, цены на все это местное изобилие – минимум в два раза ниже среднеевропейских.
Если посмотреть на карту - Албания типичная средиземноморская страна. Отсюда рукой подать до знаменитых курортов бывшей Югославии, греческого острова Керкира, Италии, Мальты. Расстояния небольшие, можно за несколько часов из центра любой соседней страны доехать до Тираны. Но при этом самым удивительным образом Албания не похожа ни на Грецию, ни на Италию ни даже на Хорватию с Черногорией.
Сама природа иная – горы стоят не впритык к морю, а на некотором отдалении, образуя обширную низменность (снова развеиваем миф: никакие не горцы албанцы, а в основном жители равнины). Поэтому хотя Албания и южнее бывшей Югославии, ее климат более холодный. На городских улицах совсем немного пальм и других субтропических растений – албанцы предпочитают выращивать их в горшках на подоконниках (у них, как и у нас, в большом почете комнатные растения).
Дороги обсажены пирамидальными тополями, основная сельскохозяйственная культура – кукуруза (ее, печеную, в изобилии продают в Тиране и Шкодере как местный фаст-фуд). Пейзаж напоминает наш российский юг – не то Ростовская область, не то Краснодарский край.
Если б не нагромождения серых «хрущёвок» на горизонте – можно было б сказать, что и Франция. Трогательное сходство с югом России довершает именно похожая архитектура: доминируют все те же «хрущевки» - типовые блочные дома коммунистических времен, но на их фоне теперь много и красивых современных построек из стекла и бетона.
Аналогов наших «Жигулей», правда, на дорогах не встретишь – Энвер Ходжа, во-первых, и с Советским Союзом не дружил, во-вторых - запрещал албанцам иметь в собственности автомобили.
И потому в стране с тех пор очень популярен велосипед – педали крутят и стар, и млад. Наверное, лет пятнадцать назад улицы Тираны напоминали какой-нибудь Сайгон, однако теперь поток велосипедистов все же разбавили старенькие «Мерседесы». А в целом главный символ современной Албании – строящееся здание.
Вся страна Албания напоминает гигантскую стройплощадку! Албанцы красят новостройки в самые немыслимые цвета – ярко оранжевый, сочно салатовый. Иногда в один тон, иногда внахлест, в стиле авангардной живописи – кубиками и ромбиками, так круто, что Марат Гельман со своими Пермью и Тверью показался бы скромником.
Так же – в яркие цвета - теперь расписаны и «хрущёвки» времен Ходжи, ведь в отличие от нас албанцы расстаются с мрачным прошлым с отменным балканским чувством юмора. Да, при коммунистах города Албании застраивали домами мрачного серого цвета, но теперь и самого диктатора албанцы давно вынесли из мавзолея, перезахоронив без особых почестей.
Под окнами многих домов и даже на стройках висят большие мягкие игрушки – слоники, жирафы, покемоны… албанцы верят, что всё это защитит их от сглаза! Неудивительно: они остались немного язычниками в душе, да и никогда не считались уж слишком набожными.
Во времена диктатуры Ходжи религию вообще запрещали, никто не молился. Потом Мать Тереза открыла в центре Тираны огромный университет с льготным обучением для албанцев-католиков – в стране сразу появилось много католиков.
Чуть позже свои небоскребики из стекла и бетона выстроили филиалы саудовских и кувейтских банков – они давали беспроцентные кредиты правоверным, и, разумеется, в Албании сразу же выросло число мусульман. Ну а когда президентом выбрали православного – нетрудно догадаться, кого стало больше на этот раз…
На улицах Тираны мы видели, как мирно расходятся бородатые правоверные и монашки в рясах из ордена Матери Терезы. Никто никого не обижает, на чужие храмы и святыни не покушается. Что же до косовской проблемы… албанцы собственно албанские и косовские настолько давно живут в разных государствах, и говорить о сходстве…
Наверное, они похожи друг на друга. Но так же близко, как русичи Пензенской области и Западной Украины. Албанцы самой Албании – довольно «спокойный» народ, который, впрочем, не устает жаловаться гостям на достаточно жесткие законы, контроль за доходами людей.
Мол, местные «новые албанские» даже боятся строить уж очень роскошные виллы, а отдыхать ездят… в Черногорию. Боятся, что на родине у них спросят налоговые полицейские – а на какие шиши шикуешь? А потому и преступность низкая - по Тиране можно спокойно гулять даже ночью.
Но при этом албанцы оптимистичны, уверены в своих силах, искренне верят, что всё у них получится. У них необыкновенный патриотизм – буквально над каждым домом висит красный флаг с черным орлом.
И искреннее желание сделать жизнь не хуже чем в Греции и Италии (не хуже, чем в бывшей Югославии сделали уже)! Сегодня они с помощью Евросоюза уже проложили новые современные шоссе, построили новые мосты. Перестраивают вокзалы, заводы, фабрики. Работают!