Религиозная ситуация в Албании, также как и многие особенности этой страны и аспекты жизни в ней, окружена множеством стереотипов.
Существует устойчивое мнение о том, что
население Албании исповедует исключительно ислам, что не соответствует действительности. Около 60% населения страны и правда является мусульманами, однако в Албании немало жителей придерживаются православия и католицизма, а также существуют представители и других конфессий.
Православие в Албании - одна из трех крупнейших конфессий в стране, согласно разным источникам, его исповедует до 30 процентов населения страны. Третья по распространенности религия в Албании – это католицизм, которого придерживается около 10 процентов жителей Албании.
Также большое количество албанцев, исповедующих католичество, проживают за пределами страны – в Италии, Черногории, Косово и т.п.
Христианство в Албанию пришло около 100 года н.э., в эпоху господства Римской империи. Под влиянием Византийской империи и славянских племен, живущих на ее территории, и исповедующих православие, в Албании преобладал византийский обряд, особенно в южной части страны.
С падением Константинополя, Албания попадает под влияние католической Италии, что приводит к распространению в стране католицизма. И по сей день католическое население проживает в первую очередь в северо-западных областях Албании, которые еще с давних времен имели тесные торговые связи с католической Италией.
Наиболее распространенная
религия в Албании, и вместе с тем, самая молодая – это ислам. Около 60 процентов населения в той или иной степени исповедуют ислам, и в течение долгого времени Албания считалась единственной европейской страной, абсолютное большинство жителей которой являлись мусульманами.
Ислам начал проникать в Албанию с XIV века, к этому времени среди населения уже было распространено христианство, а часть населения продолжала придерживаться иллирийских языческих верований. В XVI веке, после того, как Албания была захвачена Османской империей, завершился процесс исламизации.
Стоит отметить, что в условиях турецкого господства, переход в ислам рассматривался албанцами в первую очередь как средство сохранения былых привилегий и продвижения по карьерной лестнице – албанцы, принявшие мусульманство, стали опорой турецкой власти на Балканах.
Тем не менее, на протяжении всего периода османского владычества, албанское население продолжает тайно исповедовать христианство. Более того – некоторые христиане, внешне принимая мусульманские обряды и имена, в семейной жизни продолжали следовать православным или католическим традициям.
В то же время, Албанию, какой мы ее видим сейчас, нельзя назвать типичной мусульманской страной, и по мере того, как она сливается с общеевропейским пространством.
Одной из основных ценностей албанского народа является религиозная терпимость и гармония.
Благодаря тому, что Албания в разное время подвергалась множеству завоеваний и нашествий самых разных народов – с собственными языками и религиями, восприятие албанцами своей религиозной принадлежности своеобразно.
Ярким примером религиозной терпимости является значительное количество смешанных браков. Нередко внутри одного рода или одной семьи могли мирно сосуществовать самые разные религиозные верования – мусульманство, православие, католицизм.
Один брат мог быть католиком, а другой мусульманином, члены одной и той же семьи носили и христианские, и мусульманские имена.
Религиозное взаимоуважение, добрососедство и толерантность албанской нации уходят корнями глубоко в историю этой страны.
Учитывая постоянную угрозу со стороны возможных захватчиков, албанский народ стремился к сплоченности и объединению, не допуская расколов на религиозной почве.
Как провозгласил албанский писатель Пашко Васа, «религия албанцев – это албанизм».
И вправду, национально-языковая принадлежность всегда ценилась албанцами выше, чем принадлежность к той или иной религиозной конфессии.
Даже сегодня в некоторых районах Албании можно обнаружить не только смешанные семьи, но и албанцев, носящих мусульманское имя и христианскую фамилию или наоборот.