Новости Албании
Меню

Посол России в Албании рассказал о политическом и экономическом сотрудничестве двух стран

Албанская газета «Шекулы» опубликовала интервью посла России в Тиране Карпушина, в ходе которых посол поделился мнением по поводу препятствий для политического и экономического сотрудничества двух стран, а также дал ответы на ряд других

Албанская газета «Шекулы» опубликовала интервью посла России в Тиране Карпушина, в ходе которых посол поделился мнением по поводу препятствий для политического и экономического сотрудничества двух стран, а также дал ответы на ряд других вопросов.

1. Несколько недель назад Россия произвела военное вмешательство в сирийский конфликт. Почему в Москве приняли такое решение?

Решение о начале операции в Сирии было принято по соответствующей просьбе сирийских властей. Официальный Дамаск направил запрос российской стороне об оказании военно-технической помощи. Совет Федерации разрешил Президенту применение вооружённых сил за пределами страны. После этого, 30 сентября с.г., ВКС России приступили к нанесению ударов по позициям исламистов в Сирии. Как видите, Россия является единственной стороной, которая применяет свою авиацию в сирийском небе в полном соответствии с международным правом.

Решение об операции было принято не просто из-за желания откликнуться на призыв Дамаска о помощи. Сама Россия непосредственно заинтересована в борьбе с «Исламским государством» и подобными ему группировками. Как известно, террористы из ИГИЛ давно объявили Россию своим врагом. Они поддерживают контакты с радикальными группировками в соседних странах и непосредственно в самой России и не скрывают своих планов создать на нашей территории свой «халифат». Для нас угроза, исходящая от ИГИЛ, реальна и вполне ощутима. Посмотрите на карту: «Исламское государство» ведёт свою активность в считанных сотнях километров от наших границ и границ наших союзников по ОДКБ. Нельзя забывать, что в бандах террористов воюют тысячи выходцев из России и бывших советских республик. Понятно, что если они достигнут успеха в Сирии и Ираке, то обратят свой взор и в нашу сторону. А ждать, пока они придут в наш дом, мы не можем.

Поэтому главная причина операции российской авиации в Сирии – это необходимость борьбы с международным терроризмом на дальних подступах. Думаю, после крушения российского самолёта в Египте и трагических событий в Париже мало кто чувствует себя в безопасности. Иллюзии о том, что «Исламское государство» где-то далеко, остались в прошлом. Террористическая зараза не знает границ и угрожает всему цивилизованному миру. Единственный способ её победить – ликвидировать её там, где она зародилась.

2. Сейчас, после проведения в Сирии нескольких бомбардировок, как Вы считаете, было ли военное вмешательство правильным решением?

Во-первых, это не просто «несколько бомбардировок», а более тысячи боевых вылетов и ударов высокоточным оружием. Во-вторых, сама постановка вопроса не вполне корректна. Как я уже объяснил, российские войска в Сирии действуют не только в интересах борющихся с исламистами сил, но и в интересах безопасности самой России и всех цивилизованных стран. В этом отношении правильность и уместность такого решения трудно подвергнуть сомнению. Особенно если учесть весьма сомнительную эффективность авиаударов сил западной коалиции, под которыми «Исламское государство», как ни странно, только росло и укреплялось. Сейчас же, как вы знаете, позиции боевиков ослаблены, сирийские войска предпринимают наступательные операции. На данном этапе эффект от действий российской авиации именно такой, какой и предполагался.

3. Как вы думаете, после военного вмешательства России в сирийский конфликт его урегулирование приблизилось или отдалилось?

Сейчас пока рано делать окончательные выводы. Но можно с уверенностью сказать, без участия России сирийское урегулирование вряд ли возможно. Как неоднократно подчеркивал Президент России В.В.Путин, Москва не может брать на себя излишние обязательства и никогда их не брала. Перед российскими силами поставлена чёткая задача – оказывать авиационную поддержку наступлению сирийской армии на террористов. Поэтому время пребывания наших военных в Сирии будет определяться исключительно по мере достижения этой цели.

Между тем мы готовы учитывать в наших действиях любую достоверную информацию о местах нахождения террористических группировок. У нас даже есть опыт сотрудничества с Сирийской свободной армией (ССА). Российская авиация нанесла несколько ударов по указанным ею целям. При этом мы исключили районы, обозначенные командирами ССА как подконтрольные им. К слову, это ещё раз подтверждает то, что мы не бомбим так называемую «умеренную» оппозицию и мирное население.

Мы готовы взаимодействовать и с Вашингтоном, несмотря на то что его действия в Сирии предпринимаются в нарушение международного права: нет ни соответствующей резолюции СБ ООН, ни обращения сирийского руководства.

4. Имеются доказательства того, что режим Б.Асада причастен к преступлениям против собственного народа. Почему Москва по-прежнему считает Б.Асада ориентиром в поисках разрешения конфликта?

В первую очередь хочу обратить внимание на один факт: Россия никогда не утверждала, что режим Б.Асада является образцовым и что все действия сирийского президента безошибочны. Москва никогда не идеализировала то, что происходит в Сирии, и всегда напрямую сообщала коллегам в Дамаске о том, что, на наш взгляд, является неправильным или недопустимым. При этом мы исходим из того, что Б.Асад – это действующий президент страны, который олицетворяет легитимное правительство и интересы сирийских граждан, и которого нельзя списывать со счетов только потому, что он неудобен лидерам отдельных государств.

Единственной целью России на сирийском направлении является содействие достижению всеобъемлющего политического урегулирования. Убеждены, что такое урегулирование возможно только через широкий межсирийский диалог. Поэтому мы активно поддерживаем продвижение политического процесса между сирийским Правительством и оппозицией на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.

Следует отметить, что Россия взаимодействует не только с Б.Асадом, но и поддерживает контакты с сирийским оппозиционерами, которые уже не раз прилетали в Москву, и которых всегда убеждали в необходимости налаживания полноценного переговорного процесса.

Москва выступает не за сохранение режима Б.Асада, а за сохранение сирийской государственности как залога успешного будущего сирийского народа. Однако в настоящий момент лишь режим Б.Асада способен обеспечить преемственность государственной власти в стране и не допустить образования политического вакуума, который непременно поспешат захватить террористы.

5. Связано ли военное вмешательство в Сирии с конфликтом на Украине? Ряд международных аналитиков полагают, что российская операция вызвана необходимостью отвлечь внимание от Украины и перенести его на Сирию.

Конфликты в Сирии и на Украине не имеет ничего общего и никак не связаны друг с другом. Подобные заявления абсурдны и носят популистский характер. Предпринятая в Сирии военная операция является продолжением усилий РФ по урегулированию сирийского конфликта. Ее главная задача – уничтожение очага международного терроризма и экстремизма. Москва стремится к тому, чтобы покончить с угрозой, распространение которой может иметь далеко идущие последствия не только для Сирии или стран региона, но и для всего мира, и уже предложила создать в этих целях широкий антитеррористический фронт.

В данном контексте следует обратить внимание на информационную войну, развернутую против России и достигшую невероятных масштабов с началом операции российских ВКС в Сирии. Целью такой информационной агрессии является подрыв доверия к действиям и словам российского правительства. Потому призываем албанских журналистов пользоваться только проверенными источниками и напоминаем, что вся достоверная информация о нашей операции в Сирии имеется в открытом доступе на сайте Министерства обороны России.

6. Недавно произошло трагическое событие – крушение российского самолёта в Египте. Ощущает ли Россия и российский народ угрозу в отношении себя?

Сейчас нам достоверно известно, что крушение российского авиалайнера в Египте, унесшее жизни 224 человек, произошло в результате террористического акта.

При этом российское руководство ещё до выяснения причин катастрофы приняло ряд превентивных мер для обеспечения безопасности наших граждан. В соответствии с указом Президента В.В.Путина от 8 ноября с.г. российским авиакомпаниям было временно запрещено осуществлять перевозки пассажиров из России в Египет. Кроме этого, государство взяло на себя организацию возвращения на родину российских граждан, временно находящихся в Египте – в большинстве своём это, конечно, туристы. Их багаж при этом вывозится отдельно – из соображений безопасности. Для эффективного выполнения этих задач правительством сформирован оперативный штаб во главе с вице-премьером А.В.Дворковичем.

Должен подчеркнуть, что речь не идёт об эвакуации: россияне не обязаны прерывать свой отдых раньше времени и могут находиться в Египте столько, сколько позволяют их турпутёвки.

Если же говорить об угрозе «Исламского государства», то, как я отметил выше, она актуальна для всего цивилизованного мира, в том числе и для России. Теракт на борту нашего самолёта вынуждает нас предпринять жёсткие действия. МИД России официально оповестил всех зарубежных партнёров о том, что российские компетентные органы приступили к поиску преступников. Эта работа продолжится, пока все причастные к преступлению не будут выявлены, найдены и привлечены к ответственности, где бы они ни находились. Виновные должны понести соответствующее наказание.

Это варварское нападение на российских граждан даёт нашей стране основание действовать в соответствии со статьёй 51 Устава ООН, предусматривающей право государств на самооборону. Кроме этого, Москва призвала СБ ООН безотлагательно завершить согласование российского проекта резолюции о формировании широкого антитеррористического фронта на базе норм и принципов международного права.

7. Как должно выстраиваться международное сотрудничество по борьбе с ИГИЛ сейчас, после теракта на борту российского авиалайнера, трагических событий в Париже и саммита «Большой двадцатки»?

Как сказал Министр иностранных дел С.В.Лавров, события в Париже должны убедить самого последнего скептика в том, что пассивность в борьбе с терроризмом ничем не может быть оправдана. И действительно, всё больше наших партнёров начинают понимать, что создание эффективной и всеобъемлющей коалиции для борьбы с ИГ сейчас жизненно необходимо.

14 ноября с.г. в Вене под председательством России, США и ООН прошла вторая министерская встреча международной Группы поддержки Сирии (МГПС), участники которой подтвердили, что будущее Сирии должен решать исключительно сирийский народ. И это, наверное, ключевой принцип, на котором будет строиться международное сотрудничество в Сирии. Кроме этого, стороны сошлись во мнении о необходимости формирования единой делегации сирийской оппозиции для переговоров с официальным Дамаском. В течение шести месяцев сирийцы должны согласовать состав правительства национального единства, а затем в течение полутора лет провести конституционную реформу и выборы.

Таким образом, все участники МГПС высказались за устойчивый политический процесс, который должен основываться на Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г. Что особенно важно, условием реализации этого процесса должна быть руководящая роль ООН, которую представляет спецпосланник Генерального секретаря ООН по Сирии С. Де Мистура.

Отрадно, что Госсекретарь США Дж. Керри поддержал предложение России включить в итоговое заявление МГПС требование выполнять резолюцию № 2199 СБ ООН, запрещающую нелегальную торговлю нефтью с захваченных ИГ месторождений. Также нельзя не отметить, что участники МГПС продвинулись в деле составления единого списка террористических организаций в Сирии, куда помимо ИГ и «Джабхат ан-Нусра» должны войти и другие террористические группировки, которые станут для России и США общей законной целью.

Можно уверенно сказать, что встреча в Вене была плодотворной, и неудивительно, что на саммите G20 в Анталье прозвучали позитивные оценки этих переговоров.

Важным шагом на пути консолидации международных сил против терроризма явилось решение Франции направить в зону конфликта авианосец «Шарль де Голль». Палубная авиация уже нанесла удары по позициям террористов. Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон также заявил о готовности присоединиться к коалиции во главе с Россией.

Думаю, что, объединив дипломатический и военный потенциал всех союзников, мы сможем нанести этой варварской силе фатальный удар. Главное, чтобы союзники эти были реальными, а не номинальными. К сожалению, события последних дней показывают, что некоторые участники коалиции порой действуют в интересах боевиков, а иногда, как это было в случае с необоснованной атакой на российский Су-24, в форме открытой агрессии. Впрочем, это тема для отдельной беседы.

8. Как вы оцениваете текущие отношения между Албанией и Россией в политическом плане?

Тут, к сожалению, есть проблемы. Наши отношения развиваются очень медленно, хотя каких-либо объективных препятствий для их развития нет. Приведу простой факт: заседания Российско-Албанской Межправкомиссии не проводились с 2009 года. То есть уже шесть лет эта важная площадка, предназначенная для диалога, обсуждения совместных инициатив и проектов, установления новых контактов, по сути, не используется. И албанская сторона, к сожалению, не проявляет должной политической воли, чтобы возобновить работу этого форума.

Помимо этого, Тирана без объяснения причин затягивает подписание целого ряд двусторонних межведомственных документов в сфере борьбы с наркотрафиком. И это несмотря на то, что ещё в 2011 году было подписано соглашение о сотрудничестве между ФСКН России и МВД Албании. Известно, что для Албании незаконный оборот наркотиков является серьёзным вызовом, и Россия, со своей стороны, могла бы поделиться богатым опытом борьбы с этой угрозой.

Когда я спрашиваю у албанских официальных лиц, почему Россия здесь порой не рассматривается как важный потенциальный партнёр, я часто слышу очень странный аргумент: мол, Албания является страной-членом НАТО и кандидатом на вступление в ЕС и имеет определённые обязательства, вытекающие из этого статуса. И именно эти обязательства якобы препятствуют сотрудничеству с Россией. То есть блоковая солидарность берёт верх над прагматизмом и взаимной выгодой. Когда же я напоминаю албанским коллегам, что такие страны НАТО и ЕС, как Греция, Словения, Венгрия и многие другие продолжают диалог с Россией, то моим собеседникам, как правило, нечего на это ответить.

Хочу подчеркнуть: Россия стремится к взаимовыгодным отношениям со всеми дружественными государствами, и Албания – одно из них. До сегодняшнего дня ещё ни одной стране членство в НАТО или ЕС не помешало развивать сотрудничество с Россией. Надеюсь, что и албанское правительство окончательно откажется от предрассудков и антироссийской риторики и мы больше не услышим тут заявлений о «российской угрозе» для Европы и Балкан.

9. А в сфере экономики? Проявляют ли российские компании интерес к Албании.

К сожалению, состояние экономических отношений между нашими странами тоже далеко от идеального. На протяжении последних лет торговый оборот составляет лишь порядка 100-110 млн долл. США в год, причём он почти целиком состоит из российского экспорта в Албанию.

Между тем, имелся шанс изменить ситуацию в лучшую сторону. Как вы помните, в 2014 году страны Запада ввели против России санкции, на что Россия была вынуждена ответить контрмерами, в частности запретом на ввоз сельхозпродукции.

Албания, несмотря на присоединение к антироссийским санкциям, не попала в список стран, подвергшихся ответному эмбарго. Это был прекрасный шанс для албанских сельхозпроизводителей занять свою нишу на огромном российском рынке, и мы тоже были в этом заинтересованы. И что интересно, действительно, в осенние месяцы 2014 года албанский экспорт в Россию вырос многократно, но, увы, был прерван после выявления масштабных фальсификаций с фитосанитарными сертификатами. Этим летом Албания вновь присоединилась к санкциям против России, после чего всё же была включена в список российских ответных мер. Но заметьте: это произошло только в августе этого года.

Как вы сами понимаете, в ситуации, когда Албания присоединяется к антироссийским санкциям, а Россия вынуждена отвечать тем же, говорить о нормальном развитии экономических отношений не приходится.

Что касается других возможных областей экономического сотрудничества, то и здесь, несмотря на колоссальный потенциал, особых успехов, к сожалению, нет. Вы спрашиваете, есть ли интерес к Албании у российских компаний. Да, определённо есть, особенно если дело касается нефтегазового и горнодобывающего сектора, энергетики и электроэнергетики. Речь идёт об очень крупных компаниях, лидерах не только на российском, но и на мировом рынке.

Открыта ли Албания по отношению к ним? Этот вопрос лучше адресовать албанским властям. Скажу вам так: представители некоторых из этих компаний приезжали в Тирану, ездили по стране, детально изучали возможность выхода на местный рынок, встречались с албанскими официальными лицами, в том числе и на очень высоком уровне. Присутствуют ли сейчас российские компании в Албании? Нет. Поэтому на вопрос, открыта ли Албания по отношению к ним, можете ответить сами.

Сейчас мы находимся в ситуации, когда экономика находится в заложниках у политики. Это неправильно, от этого страдают обе стороны, и что самое главное, оба наших народа. Выражаясь языком экономистов, мы упускаем выгоду. Поэтому ещё раз хочу сказать: Россия всегда стоит за прагматичные отношения. Начатая Западом и подхваченная Албанией санкционная война контрпродуктивна. Мы ждём, когда понимание этого простого факта придёт к нашим партнёрам. Мы открыты для диалога.

10. Оказывает ли российская позиция по Косово негативное воздействие на отношения Москва – Тирана?

Греция, Румыния, Испания, Словакия, Кипр, Босния и Герцеговина, Китай, Индия, Аргентина, Бразилия, Израиль – все эти государства отказались признать независимость Косово. И со всеми этими государствами у Албании нормальные позитивные отношения. Всего таких стран более шестидесяти. И мне не совсем понятно, почему именно российско-албанские отношения так часто ставятся в зависимость от косовского вопроса. Да, Москва придерживается резолюции 1244 СБ ООН от 1999 года, закрепившей приверженность государств-членов суверенитету и территориальной целостности тогдашней Югославии. Но ещё раз повторю: Россия здесь не в одиночестве, нашу позицию разделяют десятки других стран.

Так что причины похолодания российско-албанских отношений надо искать не в Приштине, а в других местах. И тут мы очень рассчитываем на сотрудничество и понимание со стороны наших албанских коллег.

11. Каким вы видите будущее Балкан?

Я убеждён, что будущее Балкан будет мирным и стабильным лишь в том случае, если народы, проживающие в регионе, будут решать свою судьбу самостоятельно, исходя из подлинных национальных интересов, при условии соблюдения норм международного права. Только когда реализуются национальные интересы и уважается закон, граждане могут в полной мере ощутить связь со своей страной. Если же интересы правящих элит и тех сил, которые за ними стоят, возвышаются над интересами народа, вряд ли можно рассчитывать на какое-либо светлое будущее.

Мне кажется, именно непонимание этой простой истины привело к возникновению весьма серьёзной проблемы: на сегодняшний день экономическое, гуманитарное и любое другое сотрудничество на Балканах подчинено политике. Отношения балканских государств друг с другом и с другими партнёрами политизированы до предела. Ситуация усугубляется деструктивной деятельностью тех, кто намеренно проводит между странами региона разделительные линии, доводя напряженность в их отношениях до недопустимого уровня.

Подлинный суверенитет, взаимовыгодное экономическое сотрудничество и гуманитарные обмены – таковы, на мой взгляд, составляющие успешного будущего Балкан. Хочу напомнить, что Россия всегда выступала и продолжает выступать за строительство единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана на основе общей и неделимой безопасности для всех.

28.11.2015 - 21:53

Читайте также

Политика Албании в лицах

Сали Бериша

Сали Бериша – президент Албании с 1992 по 1997, премьер-министр Албании с 2005 по 2013 г.

Буяр Нишани

Буяр Фаик Нишани – президент Албании с 24 июля 2012 года.

Илир Мета

глава Парламента Албании. Один из основателей Форума евросоциалистической молодежи (FRESH).

Добавить комментарий

Аватар пользователя Гость

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Forum

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>