Новости Албании
Меню

Российский посол в Албании рассказал местным СМИ о конфликте Турции и РФ

Посол России в Албании Александр Карпушин дал интервью албанскому телеканалу «News 24», в котором озвучил официальную позицию РФ по поводу ухудшения отношений с Турцией.

Видеорепортаж

Интервью Посла России в Албании Карпушина албанскому телеканалу «News 24»
Российский посол в Албании рассказал местным СМИ о конфликте Турции и РФ

Посол России в Албании Александр Карпушин дал интервью албанскому телеканалу «News 24», в котором озвучил официальную позицию РФ по поводу ухудшения отношений с Турцией.

1. Господин Посол, всё международное внимание приковано к инциденту со сбитым турками российским самолётом. Анкара заявила о нарушении своего воздушного пространство, при этом российских пилотов даже предупредили о необходимости его покинуть. В Москве с этим не согласны. Как Посол России вы могли бы разъяснить позицию Москвы по этому вопросу?

Как известно, турецкая версия произошедшего сводится к тому, что самолёт неизвестной государственной принадлежности нарушил турецкое воздушное пространство и после нескольких предупреждений был сбит. Эти тезисы вызывают немало сомнений.

Во-первых, удивительно, что в современном мире страна-участница НАТО, обладающая всеми современными средствами слежения и оповещения, не смогла распознать, что это был за самолет.

Во-вторых, запуск ракеты по российскому самолет Су-24 произошёл в сирийском небе, а место падения бомбардировщика находится на сирийской территории в четырех километрах от границы с Турцией. Это достоверные факты, оспорить которые невозможно. По данным объективного контроля, наш самолет границу с Турцией не пересекал. Это же подтверждается данными сирийской ПВО. Более того, РЛС аэродрома Хмеймим зафиксировали нарушение атакующим самолетом ВВС Турции воздушного пространства Сирии.

В-третьих, никаких попыток связаться или установить визуальный контакт с нашим экипажем турецкой стороной предпринято не было. Выживший российский лётчик это однозначно подтвердил.

Соответственно, действия турецкой стороны рассматриваются Москвой как грубейшее пренебрежение нормами международного права и прямое нарушение Меморандума между Россией и США о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов в Сирии, действие которого распространяется на все страны западной коалиции, включая Турцию.

Хочу напомнить вам об инциденте, случившемся в 2012 году, когда ВВС Сирии сбили турецкий самолет под предлогом того, что он вторгся в сирийское воздушное пространство. Господин Р.Т.Эрдоган заявил тогда, выступая в парламенте Турции, что кратковременное нарушение воздушного пространства другого государства не может служить предлогом для применения силы. Возникает вопрос: почему на этот раз турецкий президент решил отступить от своих принципов?

У российской стороны нет оснований считать акцию турецких вооруженных сил случайным недоразумением. Это, несомненно, была спланированная провокация, о чем свидетельствуют многочисленные факты – хотя бы то, что уже через полтора часа после инцидента в интернете был размещён видеоролик, запечатлевший момент падения нашего самолёт. То есть террористы были заблаговременно проинформированы о готовящемся нападении на российский Су-24.

Мы всегда считали Турцию дружественным государством и не ожидали подобного вероломства с её стороны. Как сказал Президент России В.В.Путин, это не что иное, как удар в спину. Нам очень жаль, что тот беспрецедентный уровень двусторонних российско-турецких отношений, который был достигнут за последние годы, сейчас вот так бездумно и грубо разрушается.

2. Какую опасность представляет для мира конфликт Россия – Турция? Сейчас многие пишут, что мы находимся на пороге третьей мировой войны.

Никакой войны с Турцией не будет. Министр иностранных дел России С.В.Лавров сказал об этом почти сразу после инцидента. Появляющиеся в прессе штампы про «третью мировую» – это домыслы охочих до сенсаций журналистов, погоня за громкими заголовками и не более того.

Все прекрасно понимают, чем может закончиться вооружённый конфликт между крупными государствами. Напомню, что Россия является ядерной державой, а Турция – член НАТО. С большой долей вероятности гипотетическое столкновение наших стран могло бы привести к трагическим последствиям планетарного масштаба. В Москве это прекрасно понимают и, могу вас заверить, сделают всё возможное, чтобы подобного столкновения не допустить. Хочется надеяться, что и в Анкаре придерживаются такого же подхода. Нам этот конфликт совершенно не нужен, не мы его спровоцировали.

Пока что враждебная акция Турции вызвала реакцию лишь в дипломатическом и экономическом измерениях. Надеюсь, что военное измерение затронуто не будет.

3. Россия обвинила Турцию в закупках нефти у «Исламского государства». Располагает ли Москва соответствующими фактами?

Да, такие факты у нас есть. Необходимо понимать, что нелегальная продажа нефти является для ИГИЛ основным источником доходов, и об успешной борьбе с этой группировкой можно будет говорить только тогда, когда мы перекроем соответствующие каналы поставок.

2 декабря Министерство обороны России провело брифинг для СМИ, на котором вниманию журналистов были представлены неопровержимые доказательства причастности Турции к нефтяному бизнесу «Исламского государства». Материалы брифинга можно найти на сайте Минобороны.

За последние два месяца ВКС России нанесли в Сирии удары по 32 нефтедобывающим комплексам, 11 НПЗ и ряду других объектов. Уничтожено более тысячи автоцистерн, перевозящих нефтепродукты. В результате оборот незаконно добываемой на территории Сирии нефти снизился почти на 50%.

По самым скромным подсчетам доходы ИГИЛ от нефтяного бизнеса составляли не менее трех миллионов долларов в день. После серии наших ударов доходы террористов снизились в два раза.

Сейчас существует три основных маршрута транспортировки нефти на территорию Турции из районов Сирии и Ирака, находящихся под контролем ИГИЛ. Западный маршрут ведёт к турецким портам на побережье Средиземного моря, северный – к нефтеперерабатывающему заводу в турецком г. Батман, а восточный – к крупной перевалочной базе в г. Джизре.

Представители Минобороны России в ходе брифинга раскрыли всю цепочку поставок нефтепродуктов в Турцию – от районов добычи до пунктов переработки. На фотоснимках, продемонстрированных журналистам, запечатлены длинные колонны бензовозов, в непрерывном режиме пересекающие турецко-сирийскую границу в обоих направлениях. Особенно плотный поток автоцистерн и фур, загруженных нефтью, зафиксирован на участке границы, контролируемом террористической группировкой «Джабхат ан-Нусра», которая свободно пропускает их на территорию Турции. Не досматриваются они и на турецкой стороне границы.

Средствами космической разведки достоверно выявлено, что после пересечения границы автомобили с нефтью направляются в порты Дертйол и Искендерун, оснащённые специальными причалами для танкеров. Часть нефти перегружается на суда и отправляется на переработку за пределы Турции, а часть продается на внутреннем рынке. Ежедневно в этих портах загружается в среднем по одному нефтяному танкеру.

Ещё один маршрут ведет в Турцию из районов нефтяных полей, расположенных на правом берегу Евфрата. Одним из крупных центров добычи и переработки нефти, находящихся под контролем ИГИЛ, является район населённого пункта Дейр-эз-Зор. В данном районе постоянно отмечается скопление бензовозов, ожидающих погрузки. При фотосъемке, проведенной в окрестностях Дейр-эз-Зор 18 октября, средствами космической разведки было обнаружено в общей сложности 1722 бензовоза. После загрузки нефтью автоколонны из восточных районов Сирии следуют к границе с Турцией к населенному пункту Камишлия. В конечном итоге значительная часть перебрасываемой из восточной Сирии нефти поступает на НПЗ в турецком г. Батман, расположенном в 100 километрах от сирийской границы.

Третий маршрут транспортировки нефти в Турцию ведет от нефтяных месторождений, расположенных на северо-востоке Сирии и в северо-западных районах Ирака.

Самое удивительное, что, несмотря на очевидность масштабов этой проблемы, несмотря на то, что между Сирией и Турцией постоянно курсируют тысячи, я подчёркиваю, тысячи большегрузных автомобилей, которые просто нельзя не заметить, мы не наблюдаем ударов по колоннам бензовозов со стороны коалиции, возглавляемой США.

В свою очередь российская авиация не намерена прекращать удары по нефтяной инфраструктуре ИГИЛ, к чему мы продолжаем призывать наших партнёров из западной коалиции.

Ещё раз повторяю: материалы брифинга Минобороны от 2 декабря этого года дают исчерпывающую картину функционирования нефтяного бизнеса ИГИЛ и роли Турции в нём. Приглашаю вас и ваших коллег с ними ознакомиться. Наша информация подкреплена многочисленными фото- и видеоматериалами. Аргументация Анкары, надо признать, гораздо слабее, так как имеет под собой лишь слова.

4. Какой шаг со стороны Турции мог бы успокоить возмущение России в связи с этим инцидентом?

После инцидента Турция не сделала ни одного шага, направленного на деэскалацию напряжённости. Официальная Анкара даже не попыталась в срочном порядке связаться с нами и как-то разъяснить ситуацию: ни посредством телефонного звонка, ни используя канал экстренной связи между оборонными ведомствами. Вместо этого Турция созвала экстренное совещание НАТО, вероятно, прощупывая реакцию союзников по блоку на свою выходку.

Как сказал Президент В.В.Путин, Россия до сих пор не услышала ни извинений от высшего руководства Турции, ни предложений по возмещению вреда и ущерба, ни обещания наказать виновных за содеянное преступление.

Напротив, турецкий лидер публично отказался от извинений. Такое высокомерие, знаете ли, отнюдь не способствует деэскалации и вряд ли может успокоить возмущение России.

Думаю, для начала Турции следовало бы на высшем уровне принести извинения в связи с инцидентом. Только после этого возможен всеобъемлющий диалог по нормализации наших отношений, которые одним преступным действием оказались ввергнуты в кризис.

5. До настоящего момента Москва не предприняла каких-либо дипломатических мер в отношении Турции. Более того, турецкого посла в Москве даже не вызвали для объяснений. Какие шаги намеревается предпринять Россия?

Во-первых, сразу же после атаки на наш самолёт в Минобороны России был вызван военный атташе Турции в Москве.

Во-вторых, на следующий день после инцидента, 25 ноября, состоялся телефонный разговор С.В.Лаврова и его турецкого коллеги М.Чавушоглу. В ходе беседы российский министр подчеркнул, что, сбив самолет Су-24, выполнявший задачи в рамках антитеррористической операции в Сирии и не нарушавший границ воздушного пространства Турции, турецкое руководство, по сути, стало на сторону ИГИЛ. С.В.Лавров напомнил также об участии Турции в незаконной торговле нефтью, которую ведёт «Исламское государство» и которая идет через район, где был сбит самолет, равно как и о развернутой там террористической инфраструктуре, складах оружия и боеприпасов.

Глава МИД России сразу ясно дал понять, что дерзкий поступок Анкары будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений и не останется без ответа.

Касательно ответных шагов Москвы скажу следующее.

28 ноября Президент В.В.Путин подписал Указ о мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции. Документ временно вводит: запрет на ввоз на территорию России отдельных видов турецких товаров; запрет на работу или иные ограничения в отношении турецких компаний в России; запрет на въезд в Россию некоторых турецких подданных.

Кроме того, с 1 января 2016 г. будет приостановлено действие Соглашения между правительствами России и Турции об условиях взаимных поездок граждан от 2010 года, в результате чего граждане Турции, владеющие обычными загранпаспортами, будут лишены права безвизового въезда в Россию.

При этом российские туроператоры уже сейчас должны прекратить продажу гражданам России турпутевок, предусматривающих посещение Турции.

Правительству России предписано принять меры для введения запрета на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией. Также на территории России в целях обеспечения безопасности будет усилен контроль за деятельностью турецких автоперевозчиков, а также портовый контроль и контроль транспортной безопасности в акватории российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне.

Отмечу, что в своих действиях Москва будет исходить из дальнейшего развития событий. Перечень турецких товаров, запрещенных к ввозу на территорию России, впоследствии может быть расширен, равно как и список турецких граждан, которым запрещено въезжать в нашу страну. Мы не исключаем, что могут быть приняты и другие меры, направленные на ограничение сотрудничества с Турцией.

Повторю: всё будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация и насколько Анкара будет готова вести с нами конструктивный

08.12.2015 - 21:45

Читайте также

Политика Албании в лицах

Сали Бериша

Сали Бериша – президент Албании с 1992 по 1997, премьер-министр Албании с 2005 по 2013 г.

Буяр Нишани

Буяр Фаик Нишани – президент Албании с 24 июля 2012 года.

Илир Мета

глава Парламента Албании. Один из основателей Форума евросоциалистической молодежи (FRESH).

Добавить комментарий

Аватар пользователя Гость

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Forum

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>